пятница, 11 ноября 2011 г.

Личная собственность и частная собственность

Каким бы полным ни был коллективизм, между миром людей и миром вещей неминуемо возникают отношения владения.
Предметы личного обихода, несомненно, являются исключительной собственностью индивида, покушаться на них не только аморально, но и противоречит принципам гигиены.
С другой стороны, есть даже не вещи, а целые категории тварного мира, являющиеся всеобщим достоянием. Воздух, вода, земные недра, знания и мечты никому не дано приватизировать, владение ими – удел всего сообщества.
Где-то посередине между этими крайними примерами лежит собственность на средства производства.

Частная собственность в условиях капитализма и политическая власть – две стороны одной монеты. «Демократическая» власть покупается за деньги, и, в свою очередь, служит дальнейшей концентрации капиталов. Собственность на средства производства – основа механизма концентрации капитала, причина несправедливости, в новое время имеет порой скрытые формы финансовых кредитных обязательств. Капитал может владеть миром, вообще не производя даже организационной, интеллектуальной работы, просто держать всю планету под залогом, такой вселенский ростовщик.
С другой стороны, искатели, организаторы, новаторы – предприниматели в хорошем смысле слова – де-факто властвуют над обстоятельствами жизни. Любой человек с творческим подходом и даже самой минимальным огнём в сердце неизбежно изменяет мир вокруг, и попытки запихнуть его в прокрустово ложе уравниловки и усреднённости или потерпит крах, или станет страшным насилием над личностью и потерей для общества.
Творческое конструктивное взаимодействие со средой должно оформляться в виде отношений владения, иначе – если ты не владеешь предприятием, то как ты можешь стремиться к его совершенствованию?
Собственность, может быть коллективной или индивидуальной, это зависит от ситуации, и от характера личности, особенностей объекта владения. Более того, собственность на средства производства может быть только смешанного характера – ведь владелец, взаимодействуя с сотрудниками, разделяет с ними труд, совместно создаёт блага.
Разумно было бы разделить понятия личной и частной собственности, в отношении прав наследования, неограниченного владения и обязательств перед трудовым коллективом и всем обществом.
Личное имущество – это то, что используется непосредственно владельцем и членами его семьи. То есть собственный самолёт подпадёт под понятие личного имущества, но не банк, завод или фабрика, права владения частной собственностью ограничиваются рядом обязательств. Прежде всего, труд является мерой вещей, то есть найм и по оплата труда регулируются не только рыночными процессами, но и общественным интересом. Кстати, возвращаясь к личному самолёту, следует уточнить, что при отсутствии таких мощнейших инструментов концентрации капитала, как кредитно-финансовая система, подобная роскошь может быть только у людей исключительных качеств.
Наследуется в полной мере личная собственность, частное владение – не передаётся по наследству. Успехов в этом суровом мире каждый должен добиваться сам, положившись на свои качества, знания, навыки.
В то же время, налоговая нагрузка ложится в основном на личное имущество, возможно, на сам капитал (демерредж), но не на средства производства и активы, инвестированные в реальный сектор. Таким образом, общественно-полезная работа капитала стимулируется, а его присваивание становится не только невыгодным, но и бессмысленным: никто не ест в два горла и не спит в десяти домах, пора перестать мериться длиной автомобиля, пора повзрослеть.

Журнал Касоциализм.
Сообщество в ЖЖ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий